Детский аутизм
На сегодняшний день о раннем детском аутизме пишется достаточно много. Но научные источники зачастую трудны в понимании для родителей, т.к. и в среде терапевтов нет одного мнения о возможных путях решения этого расстройства. А в не научных источниках детский аутизм зачастую называется "загадочной болезнью". Конечно, без профессионалов не может быть качественной реабилитации ребенка которому поставлен диагноз "ранний детский аутизм". Но мамы и папы играют первоочередную роль в качественной реабилитации своего ребенка.
Базовые составляющие детского аутизма
По классификации нарушений десятой версии (МКБ-10), Ранний детский аутизм (РАС) является повсеместным нарушением развития, которое становится заметным в возрасте до двух, трех лет и затрагивает также психику малыша. В первую очередь отсутствуют навыки коммуникации и социального взаимодействия, а также отмечается шаблонность повседневных действий, моторных навыков и др.
Данная классификация требует разъяснения. "Отсутствие навыков коммуникации" является не нарушением в каналах связи (зрение, речь, слух), но коммуникация сама по себе. Малыш с проблемами слуха или речи восполняет недостаток разговорной речи другими системами алтернативной коммуникации , то ребенок с РАС не контактирует вообще с другими людьми. Коммуникация, если и налаживается, то принимает достаточно поверхностный характер,т.к. поведение и чувства окружающих малышу с РАС не понятны.С такими начальными данными даже хорошо сохранные психи-моторные функции развиваются с нарушениями. Уровень интеллекта может быть разным, но в 60% случаев он занижен.
Под шаблонностью повседневных действий подразумевается частое повторение нефункциональных движений и действий, от банального дерганья руками до сложных действий и ритуалов. Согласно МКБ-10, страхи, агрессия, самоагрессия, негативизм, протестные реакции и другие похожие действии могут быть при РАС, но не обязательно должны присутствовать. И последнее, на протяжении жизни аутизм видоизменяется, но остается с человеком все жизнь.
Понимание базовых составляющих РАС очень ценно, мамы и папы должны уметь анализировать и понимать, что говорят об их малыше посторонние люди (от родственников и друзей до специалистов). Некоторые симптомы аутизма бывают похожими на другие признаки дефицита развития, и зачастую об этом нарушении начинают задумываться только при явной задержке речи или, увидев, как малыш рисует один и тот же рисунок много раз. Такие признаки могут появляться и в других расстройствах. Но если появились сомнения, нужно идти к детскому психиатру.
Установление диагноза "ранний детский аутизм", или причисление к спектру аутистических расстройств,- является тяжелым и трудным делом.Даже опытному психиатру нужно много времени для наблюдений и анализа картины детского аутизма. Нужно терпеливо отнестись к повторным приемам, обследованиям и консультациям. Некоторые признаки РАС обнаруживаются при глубокой и тяжелой умственной отсталости и тяжелом недоразвитии речи. Поэтому без полной картины о характере нарушений реабилитация и коррекция поведения могут оказаться недостаточно эффективными.