|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
1. Понятие личности.
Почему психология является основным вопросом ?
насущная потребность человека — осознать свою роль в системе мироздания,
требования социальной практики, т.к. различное понимание активности подразумевает
и различные пути управления этой активностью.
Личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность социально значимых черт. Социально значимые черты образуются в процессе взаимодействия, прямого и косвенного, данного лица с другими людьми. Эти взаимодействия делают, в свою очередь, конкретное лицо субъектом труда, познания и общения.
Таким образом, личность — это продукт социализации индивида. Индивид в процессе
человеческого опыта становится личностью (процесс социализации).
Понимание личности как социального явления было обосновано еще К. Марксом, который указывал, что сущность особой личности составляет “не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества”. Вместе индивид и личность составляют индивидуальность — это то особенное, специфическое, что отличает одного человека от всех других, включая как природное, так и социальное образование, т.е. индивидуальность — это биосоциальное единство.
Активность личности проявляется :
Источником активности человека являются потребности — это состояние организма, личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающие источником различных форм активности. Потребность испытывается как состояние напряженности, беспокойства, которое требует своего разрешения. Пока потребность не осознается, развивается активность как динамическая тенденция или влечение; сразу перестраивается вся система отображения человека, появляется чувствительность к тем аспектам среды, которые могут стать источником удовлетворения этой потребности. Вырисовывается тот предмет, который может удовлетворить эту потребность, т.е. потребность опредмечивается и осознается, и становится мотивом деятельности.
Потребности бывают:
Интерес — это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости
и эмоциональной привлекательности.
Таким образом, источники активности — это потребности, интересы, идеалы. Уже активность
реализуется в деятельности, в поведенческих актах.
Социальная установка — это субъективная ориентация индивидов как членов группы, общества на ценности данной культуры. Социальная установка имеет функцию : приспособительную. Она выполняет самозащитную функцию, оценочную функцию и познавательную. Выделяют и ориентацию человека — это система установок, в свете которых личность выбирает ситуацию и соответствующий образ действий. Ориентация направлена на какие-то социальные ценности, называемых ценностными ориентациями.
Только признаваемые ценности могут лежать в основе управления активностью.
Самооценка формируется достаточно рано, и это самое стойкое образование личности.
Изменить самооценку бывает сложно, и эта попытка может закончится психическим
срывом.
Таким образом, в основе активности личности человека, которая актуализируется в форме деятельности, лежат потребности, интересы, склонности, идеалы. Поэтому управлять активностью человека можно, только лишь воздействуя на сферу его потребностей, или, другими словами, управлять активностью означает организовать потребностную сферу. На проявлении активности сказываются социальные установки, ценностные ориентации, социальный характер личности, и проявляется все это многообразием в образе жизни человека. Только анализ образа жизни человека может выявить те мотивы, которые движут активность личности. Вся система связи человека с окружающей средой делится на 3 группы :
Все анализаторы имеют некоторые физические характеристики : – порог ощущения, под которым понимается та наименьшая физическая величина раздражения, которая вызывает ощущения. – порог различения — минимальная разница между раздражителями, которая позволяет различать их. Все анализаторы характеризуются и некоторыми динамическими характеристиками : – адаптация анализатора — изменение чувствительности, анализ, под влиянием которого происходит приспособление к действующему раздражителю. Свойства сенсибилизации : повышение чувствительности анализатора, вызываемое повышением возбудимости коры под влиянием ряда раздражителей (испытывают для повышения трудовой активности). Эти свойства характерны ля любого анализатора. Наиболее простым способом отражения действительности у человека является ощущение. С помощью него человек отражает отдельные свойства предметов и явлений материального мира, т.е. тех, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Более высокий уровень отражения действительности — восприятие — отражение предметов и явлений в совокупности их различных свойств и частей, также при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Восприятие человека обладает свойствами :
1. восприятие целостно,
|
![]() |
![]() |
|